Банковские новости

Сбербанку стало тесно в банковском бизнесе

Сбербанк хочет подмять под себя очередной рынок. На этот раз он замахнулся на IT-решения в банковской сфере.


Как рассказал старший вице-президент Сбербанка Виктор Орловский, крупнейшая в стране кредитная организация намерена продавать свои IT-продукты сторонним структурам. Непосредственно заниматься этим будет «дочка» Сбербанка — ЗАО «Сбербанк-Технологии» («СберТех»), созданная летом этого года для ведения проектов в сфере IT. Планы у «Сбера», как водится, заоблачные. Не даром же гендиректором его IT-«дочки» стал бывший глава холдинга Rambler и экс-гендиректор IBS DataFort Денис Калинин.

Речь идет о продуктах, либо аналогичных, либо созданных на базе CRM (cистема управления взаимоотношениями с клиентами), ERP (система планирования ресурсов предприятия), BPMS (управление бизнес-процессами и административными регламентами), хранилище данных, интернет-банкинге и многом другом. Всего Сбербанк сейчас ведет более 200 стратегических проектов в сфере информационных технологий и готов выпустить джинна из бутылки.

Как объяснил Виктор Орловский, продукты будут продаваться по так называемой модели white label, которая давно распространена во всем мире в сфере производства и торговли потребительскими товарами. А именно: одна компания производит продукт, а другая, получив разрешение продавца и заплатив за это деньги, реализует его на рынке под своим брендом.

По мнению члена комитета Госдумы по финансовому рынку Павла Медведева, технологии Сбербанка могут быть весьма востребованы небольшими банками, у которых нет средств и мощностей для создания собственных решений. А глава Ассоциации региональных банков, депутат Анатолий Аксаков полагает, что IT-продуктами «Сбера» заинтересуются даже крупные кредитные организации.

Но опрошенные «Известиями» банки к новой инициативе крупнейшего на их рынке игрока пока относятся настороженно.

— Важно, что именно Сбербанк предложит. Вряд ли он будет продавать чисто программный продукт, как Microsoft или другой вендор (носитель торговой марки в IT-секторе). То есть вот вам коробочное решение, а дальше внедряйте его как хотите. Это вряд ли будет востребовано, поскольку мне трудно представить Сбербанк в качестве IT-компании, — считает заместитель начальника департамента информационных технологий Пробизнесбанка Алексей Леоничев. — Другая история, если Сбербанк включит в решение бизнес-конструкции, применяемые на своей «кухне» — с настроенными процессами, шаблонами документов, инструкциями для исполнителей. То есть вот так все это работает у нас, это эффективно, посмотрите на наши финансовые результаты и делайте выводы. Вот это более интересное решение.

Но, подчеркивает Алексей Леоничев, у потенциального покупателя всегда должна оставаться возможность настроить продукт «под себя», под  свои специфические технологии, под свои возможности и бюджет, потому что полностью идентичных по бизнес- процессам банков не существует. Тем более полностью идентичных Сбербанку.

А СБ Банк, судя по словам руководителя экспертной группы банковских технологий этой организации Максима Волкова, продукты «старшего брата» вряд ли вообще заинтересуют.

— Перевести структуру разумно работающего банка, даже среднего, на какую-либо другую IT-технологию — невероятно трудоемкий процесс, — объясняет Максим Волков. — Понятное дело, когда один банк приобретает и присоединяет другой, то вынужден это делать. Но просто так — это вряд ли оправданно. Процесс смены платформы (или интеграции новой с действующей) займет много времени и обойдется в десятки миллионов долларов. Далеко не всем это по карману.

К тому же, на взгляд Максима Волкова, если банк будет использовать в собственной деятельности чужие бизнес-процессы, то это может помешать конкуренции.

— Что касается непосредственно Сбербанка, то пока его технологии не считаются лучшими на рынке, — продолжает Максим Волков. — Сейчас ведущие мировые IT-компании работают над стандартизацией базовых банковских технологий. Но революционных «конвейерных» решений, позволяющих банкам их дорабатывать по своему усмотрению и выстраивать на их основе индивидуальные программы, пока не видно. Толстые книжки, написанные теоретиками, никому не нужны.

Виктор Орловский ратует за интеграцию банков и не исключает, что «Сбер» готов не только продавать свои решения, но и внедрять у себя технологии, предложенные конкурентами.

Те, правда, не спешат победить Micrisoft и Oracle. К примеру, основной конкурент Сбербанка — ВТБ — пока не планирует внедряться в IT-бизнес, будучи скептически настроенным к тому, что информационными технологиями решают заняться непрофильные структуры.

— В настоящее время мы наблюдаем за тем, какие будут успехи у компании «СберТех», но сами пока не планируем реализовать подобный проект, — сообщили в пресс-службе ВТБ. — История еще не знает удачных прецедентов, когда крупные компании, не занимающиеся IT-бизнесом, создавали дочерние предприятия с целью их выхода на рынок информационных технологий. Фактически единственным успешным бизнесом таких «дочек» было решение IT-задач для материнской структуры.

В ВТБ заявляют, что готовы рассматривать «СберТех» как обычного участника рынка.

— Если компания сможет предложить хорошие продукты и решения и в общем порядке победить на тендере, то, возможно, нас заинтересуют ее продукты, — подчеркнули представители ВТБ.


Со ссылкой на сайт http://www.bankir.ru/novosti/s/sberbanku-stalo-tesno-v-bankovskom-biznese-10009903/