Правительство РФ

Закон о микрофинансирование стимулирует развитие этого рынка

 

6 мая 2010 года

По данным Российского микрофинансового центра, более 400 тысяч представителей малого бизнеса сегодня пользуются услугами микрофинансовых организаций. В конце марта правительство России одобрило проект закона о деятельности МФО — документа, который должен установить «правила игры» на этом рынке и защитить интересы заемщиков. Непосредственное участие в разработке законопроекта принимал НАУМИР, в связи с чем мы обратились за комментарием к его Президенту Михаилу Мамуте.

Какое значение имеет законопроект, который уже одобрило правительство?

Дело в том, что развитие рынка микрофинансирования происходило с конца 90-х годов достаточно быстро, но, в общем-то, стихийно. Складывались определенные модели, появлялись коммерческие и некоммерческие МФО, отрабатывались различные схемы — к примеру, индивидуальное и групповое кредитование. В то время это был единственный разумный вариант — самоорганизованное развитие рынка в соответствии с теми потребностями, особенностями и спецификой, деловой этикой, которая существовала в России и отличала ее от других стран. Копировать чье-то законодательство о микрофинансировании было бы ошибкой — есть масса примеров, когда попытки регулировать рынок исходя из умозрительных представлений о нем не заканчивались ничем хорошим.

Но начальный этап пройден, на рынке сформировались определенные модели, и потенциал стихийного роста он исчерпал. Серьезные инвестиции не пойдут в сектор, где нет специального регулирования. Регулирования, которое сегодня обеспечивает Гражданский Кодекс, достаточно, чтобы вести эту деятельность, но недостаточно для того, чтобы заинтересовать крупных институциональных инвесторов. Таким образом, закон необходим, в первую очередь, для того, чтобы создать благоприятную среду для обеспечения дальнейшего развития этого рынка.

Что дает закон? Во-первых, мы определим на уровне законодательства, что такое микрофинансовая услуга. В суммовом выражении это услуга в размере до одного миллиона рублей. Цифра эта взята из международной практики, где под микрозаймом понимается кредит в размере до 300% ВВП на душу населения. В России это как раз примерно миллион рублей.

Во-вторых, закон определяет, кто может вести микрофинансовую деятельность. В общем-то, закон в этом плане разумный, и никак не ограничивает формы участников рынка. Понятие деятельности и субъектов деятельности нужно для того, чтобы можно было организовать учет ее масштабов и специальные меры поддержки. К примеру, Центральный Банк, имея на руках это определение, сможет создать некий спецрежим стимулирования микрофинансовой деятельности в банковском секторе. Более того, единая статистика необходима, чтобы принимать понятные управленческие решения по поддержке этого рынка. Ведь сегодня мы не видим всего рынка МФО. Мы понимаем его на экспертном уровне, на уровне опросов примерно 30% рынка, но мы не имеем единой статистики, как, например, ЦБ в банковском секторе.

Третья задача закона — создание специального регулирования для МФО, не привлекающих депозиты населения. Это регулирование не носит запретительного характера, оно не будет избыточно ограничивать деятельность МФО, поскольку микрофинансовая организация не привлекают депозиты населения.

Но главная задача — стимулировать развитие этого рынка. Во-первых, за счет привлечения инвестиций. Во-вторых, за счет увеличения масштабов государственной поддержки. В-третьих, за счет повышения степени защищенности самого клиента, так как закон устанавливает правила и требования к МФО в отношении защиты прав потребителя. Закон требует, чтобы все правила предоставления микрозаймов были публичными, чтобы потенциальный заемщик мог ознакомиться с ними до получения займа. Информация об условиях предоставления займа — эффективная ставка, комиссии — также должна быть доведена до заемщика до предоставления средств.

Когда закон о микрофинансовых организациях реально заработает?

Законопроект 14 апреля был официально внесен в Госдуму, в случае утверждения он поступит в Совет Федерации и, если оба органа его одобрят, попадет на подпись к президенту. Сложно сказать, сколько времени займет его рассмотрение, но исходим из того, что это антикризисный закон — его принятие входит в число мер правительства по улучшению ситуации на рынке труда и по развитию малого бизнеса. Чем быстрее закон будет принят, тем быстрее мы увидим его влияние на социально-экономическую обстановку. Мне так кажется, что это мнение разделяют и представители власти, поэтому думаю, что законопроект рассмотрят достаточно оперативно.

Несмотря на отсутствие регулирования, объем рынка микрофинансирования России уже сегодня достигает миллиарда долларов. Каковы нынешние условия микрокредитования предпринимателей?

Весь рынок МФО сегодня можно разделить на некоммерческие (НКО) и коммерческие организации. Последние работают на частных инвестиционных деньгах, которые предполагают какую-то отдачу инвестору и прирост портфеля. Поэтому, конечно, процентные ставки здесь более высокие, чем в НКО.

К некоммерческим МФО относятся, в первую очередь, региональные фонды поддержки малого бизнеса. Их деятельность направлена, в основном, на решение социальных задач — борьбу с безработицей и поддержку стартапов. Конечно, там более дешевые деньги, так как такие организации получают их от государства под 0% годовых. В итоге некоммерческие МФО могут выдавать эти деньги под 10-14%.

Ставки в коммерческих МФО сегодня колеблются от 26% до 40% годовых. Частный инвестор ожидает отдачу на капитал как минимум в 20% годовых. Понятно, что с такими ожиданиями выдавать кредиты дешевле 30% годовых очень тяжело, поскольку администрирование микрозаймов — штука дорогая, а объемы деятельности МФО пока не позволяют достигать существенной экономии на масштабах.

Но нужно понимать, что микрокредитование — достаточно затратная деятельность, поскольку обслуживать маленькие займы всегда дороже, чем крупные. Недавно мы проводили исследование минимального уровня доходности микрофинансовой программы в России, которая необходима для обеспечения хотя бы безубыточного характера деятельности, после чего сравнили ее с мировой статистикой. Получается, что разница между ценой привлечения и размещения денежных средств не может быть меньше 12%, а в небольших организациях — 15-20%, иначе такая деятельность становится нерентабельной. Таким образом, для снижения процентных ставок конечному заемщику нужно снижать стоимость ресурсов для самих МФО и обеспечивать укрупнение микрофинансовых организаций.

Но и сами микропредприятия-заемщики — это не средний бизнес. Их рентабельность довольно высока, в среднем от 100% годовых в мелком производстве и услугах до 900% в торговле. Деньги «крутятся» быстро, оборот — две-три недели, наценка на каждый бизнес-цикл — 15-20%. Как следствие, за год «набегает» достаточно высокий уровень рентабельности, поэтому разница в 3-4% по кредиту для большинства мелких предпринимателей просто несущественна. Для них намного важнее простота и скорость получения средств, минимальные затраты на оформление.

Единственное «но» — это, безусловно, начинающие предприниматели, которым нужны стартовые деньги, и инновационные проекты, которые не дают быстрой отдачи. И государственная поддержка ориентирована именно на них. Для снижения ставки есть специальная программа, которую реализует Российский банк развития. В рамках этой программы МФО могут получать деньги под 10,5-12% годовых.

Получают?

Да. В 2009 году РосБР подписал кредитные соглашения на сумму в миллиард рублей. В 2010 году мы рассчитываем уже на три миллиарда, а то и больше. Для микрофинансового сектора это очень немало, ведь на весь банковский сектор идет 30 миллиардов.

Вот эти деньги, которые попали в МФО под 10-12% годовых, в итоге будут стоить в районе 20-24% — это ощутимо ниже, чем то, что в среднем по рынку предлагают коммерческие МФО.

В то же время банки предлагают кредиты малому бизнесу под 14-18% годовых…

Ставки в МФО выше, чем по банковским программам кредитования малого бизнеса. Но при этом займы МФО дешевле, чем экспресс-кредитование. А с точки зрения затрат и рисков микрокредитование находится как раз посередине между бизнес-кредитами и потребительским кредитованием.

По этому поводу, кстати, отмечу, что мы часто неправильно считаем стоимость кредита, забывая включать в него расходы на оформление залога, страхование имущества и другие отдельно стоящие, но прямо связанные с кредитом затраты. Если включить их в цену любого банковского кредита, да еще добавить туда стоимость рабочего времени предпринимателя, которое он затратил на сбор необходимых документов и справок, то еще не факт, что совокупные затраты на обслуживание окажутся ниже, чем ставка по микрокредитам.

По большому счету, 80% микропредприятий такие ставки сегодня устраивают. Конечно, чем дешевле, тем лучше, но, сравнивая стоимость денег и их доступность, зачастую предприниматель предпочитает последнее. Важно также, чтобы не было необходимости собирать какой-то ворох документов.

Когда банки оценивают платежеспособность малого предприятия, они принимают к рассмотрению официальную бухгалтерскую отчетность. Но микробизнес — это наиболее «неформальная» часть малого бизнеса, большинство находится на «упрощенке» или ЕНВД и имеют только управленческую отчетность. Таких заемщиков банки могут кредитовать только с формированием 75-100% резерва на возможные потери. Конечно, банк не очень хочет этого делать. В микрофинансировании все гораздо проще, потому что сама технология ориентирована на оценку управленческой отчетности и деловых качеств заемщика.

Второе преимущество МФО перед банком — гораздо менее жесткие требования по залоговому обеспечению. И третье — МФО и заемщик являются партнерами. Имеется ввиду, что МФО должна очень оперативно реагировать на потребности предпринимателя. К примеру, клиент звонит и говорит, что послезавтра ему нужны 100 тысяч рублей. Конечно, когда он обращается в микрофинансовую организацию впервые, ему придется пройти определенную проверку, но затем, когда он уже одобрен, реакция на обращение наступает очень быстро, в течение одного-двух дней. Это очень важный для микробизнеса момент.

Найти банк для получения кредита довольно просто. Как найти подходящую микрофинансовую организацию в своем регионе?

Сегодня это одна из важнейших проблем. Мы в ближайшее время запускаем интернет-портал, который будет называться «Микрофинансирование в России». На нем будет раздел «Региональные программы микрофинансирования». Соответственно, предприниматель, попав в этот раздел, сможет получить всю необходимую информацию.

Кроме того, сейчас мы ведем консультации с Рострудом на тему доведения до центров занятости информации о региональных программах микрофинансирования, чтобы они, в свою очередь, сообщали о таких возможностях безработным. Региональные центры занятости сейчас выдают много субсидий, в том числе на открытие своего бизнеса.