РЭНКИНГ РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙНЫХ ФОНДОВ

Рейтинговое агентство AK&M завершило исследование, посвященное сравнительному анализу гарантийных организаций (гарантийных фондов) субъектов Российской Федерации.

Актуальность проведенного исследования обусловлена интенсивным развитием малого и среднего бизнеса в России. Существует объективная востребованность в инфраструктурной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства. Довольно остро стоит вопрос о качестве услуг, предоставляемых гарантийными организациями (фондами), а также об их способности исполнять обязательства по предоставленным поручительствам при сохранении высокого уровня финансовой устойчивости и кредитоспособности.

Основной целью деятельности гарантийного фонда является обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к кредитным и иным финансовым ресурсам, необходимым для развития бизнеса. Для этого используется система гарантий и поручительств по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам и договорам финансовой аренды (лизинга).

Поручительства фондов обеспечиваются средствами, полученными из федерального и/или регионального бюджетов.

Качественным показателем кредитоспособности является кредитный рейтинг, определяемый по результатам тщательного анализа целого ряда количественных параметров и неформальных факторов, характеризующих деятельность гарантийного фонда.

Проведенное аналитиками AK&M исследование является первым шагом, направленным на предоставление заинтересованным лицам необходимой информации для сопоставительного анализа региональных гарантийных фондов. Результаты исследования представлены в таблице (рэнкинге). Интегральный критерий, использованный при ранжировании фондов, учитывает не только эффективность их деятельности по привлечению внебюджетных ресурсов для финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, но и уровень потенциальных рисков, связанных с возможной потерей ликвидности или нарушением финансовой устойчивости гарантийной организации.

ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ

В процессе исследования проводился анализ двух групп факторов:

показатели, характеризующие эффективность деятельности гарантийной организации (размер портфеля действующих поручительств и величина гарантийного капитала фонда);

критерии, определяющие кредитоспособность субъектов Российской Федерации (интегральный уровень кредитоспособности в соответствие с рэнкингом российских регионов по версии Агентства AK&M), уровень деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах (количество и суммарный оборот малых предприятий), а также макропруденциальные показатели банковского сектора в региональном разрезе (уровень просроченной задолженности по кредитам и прочим размещенным средствам в рублях, предоставленных нефинансовым организациям по головным офисам кредитных организаций и филиалам, размещенным в регионе).

Рейтинговое агентство AK&M. Сравнительный анализ региональных гарантийных организаций (фондов)

(данные за 2011 год)

Место в рэн- кинге AK&M

Регион

Региональная гарантийная организация (фонд)

Интегральный критерий оценки фонда

Критерии оценки фонда

Критерии оценки региона

Портфель поручительств, млн руб.

Мульти- пликатор гарантийного капитала, %

Удельный оборот малых предприятий в регионе, млн руб.

Просроченная задолженность по кредитам предприятиям, %

Место региона в рэнкинге кредито- способности АКМ-2011

1

Санкт- Петербург

НО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса»

1,209

1 551,9

62,8%

48,7

5,0%

5

2

Новосибирская область

Фонд развития МСП Новосибирской области

0,753

1 315,9

152,9%

50,0

4,8%

19

3

Ростовская область

НКО «Гарантийный фонд Ростовской области»

0,647

1 279,2

162,6%

51,6

7,6%

23

4

Самарская область

ГУП «ГФППСО»

0,641

827,5

81,0%

40,6

4,5%

18

5

ХМАО-Югра

Фонд поддержки предпринимательства Югры

0,633

808,0

75,5%

86,4

1,8%

2

6

Ставропольский край

ГУП «Гарантийный фонд поддержки субъектов МПС в Ставропольском крае»

0,535

1054,2

339,1%

41,9

8,4%

44

7

Владимирская область

ГАУ «ФГРМСП»

0,374

429,3

121,3%

33,8

3,5%

27

8

Красноярский край

ОАО «Красноярское региональное агентство поддержки МСП»

0,354

533,9

121,8%

56,0

4,9%

9

9

Астраханская область

ОАО «Астраханский залоговый фонд»

0,310

430,6

144,1%

26,9

1,4%

68

10

Тульская область

Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства

0,295

360,6

118,9%

35,0

1,6%

32

11

Республика Башкортостан

Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Ремпублики Башкортостан

0,282

395,7

78,4%

48,6

6,8%

10

12

Алтайский край

НО «Алтайский гарантийный фонд»

0,280

488,4

98,9%

47,5

10,3%

42

13

Приморский край

НО «Гарантийный фонд Приморского края»

0,276

458,0

118,7%

56,7

2,9%

25

14

Тверская область

Фонд содействия кредитованию МСП Тверской области

0,239

303,8

99,4%

29,7

3,0%

64

15

Удмуртская республика

Удмуртский государственный фонд поддержки малого предпринимательства

0,230

359,0

123,7%

32,3

11,8%

47

16

Пензенская область

ОАО «Поручитель»

0,204

307,4

96,7%

29,1

12,3%

66

17

Оренбургская область

НО «Гарантийный фонд для субъектов МСП Оренбургской области»

0,195

275,8

54,0%

34,9

3,9%

21

18

Забайкальский край

ООО «Гарантийный фонд Забайкальского края»

0,194

450,1

185,8%

40,4

8,4%

55

19

Новгородская область

Новгородский фонд поддержки малого предпринимательства

0,187

329,6

151,1%

37,3

6,3%

48

20

Краснодарский край

НО «Гарантийный фонд поддержки СМП Краснодарского края»

0,154

336,3

75,2%

74,6

11,9%

26

21

Республика Карелия

Гарантийный фонд Республики Карелия

0,154

262,6

172,8%

33,1

2,7%

56

22

Кемеровская область

Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области

0,153

225,6

83,7%

50,1

5,1%

15

23

Мурманская область

НКО «Фонд развития малого предпринима- тельства в Мурманской области»

0,147

313,5

102,1%

71,0

16,6%

22

24

Тамбовская область

ГУП «Фонд содействия кредитованию МСП Тамбовской области»

0,137

221,8

66,6%

35,8

4,7%

49

25

Ямало-Ненецкий АО

НО «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства ЯНАО»

0,132

175,6

116,3%

80,4

1,8%

4

26

Ленинградская область

ОАО «Агентство кредитного обеспечения»

0,131

184,0

83,1%

46,0

6,7%

14

27

Республика Бурятия

Гарантийный фонд Бурятии

0,126

211,0

75,4%

39,4

9,4%

46

28

Смоленская область

НО «Смоленский областной фонд поддержки предприни- мательства»

0,123

231,0

73,1%

45,4

4,3%

61

29

Воронежская область

Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области

0,114

178,9

67,9%

47,2

4,7%

35

30

Курганская область

НО «Гарантийный фонд малого предпринимательства Курганской области»

0,091

122,6

70,0%

30,9

3,6%

50

31

Брянская область

ГАУ «Брянский гарантийный фонд»

0,084

153,9

74,8%

45,0

5,9%

55

32

Белгородская область

Белгородский гарантийный фонд соденйствия кредитованию

0,070

132,4

90,8%

60,7

10,7%

30

33

Саратовская область

ОАО «Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области»

0,066

165,6

186,4%

45,5

5,8%

60

34

Кировская область

Кировский областной фонд поддержки МСП

0,066

101,7

79,8%

36,9

6,2%

52

35

Пермский край

ОАО «Пермский гарантийный фонд»

0,062

97,4

51,3%

50,2

7,2%

11

36

Липецкая область

НО «Липецкий обласной фонд поддержки СМП»

0,061

102,7

58,6%

43,2

7,9%

20

37

Республика Адыгея

АУ «Агентство развития малого предпринимательства»

0,054

162,0

127,6%

58,0

24,6%

63

38

Томская область

ООО «Гарантийный фонд Томской области»

0,041

103,3

33,9%

44,8

5,0%

28

39

Калужская область

Государственный фонд поддержки предпринимательства Калужской области

0,041

98,6

40,5%

48,7

3,3%

43

40

Республика Калмыкия

АУ «Центр развития предпринимательства»

0,038

61,0

58,1%

16,5

7,0%

79

41

Республика Марий Эл

Республиканский фонд поддержки МСП

0,034

76,5

53,0%

41,3

1,7%

72

42

Республика Коми

Гарантийный фонд Республики Коми

0,034

54,8

109,5%

46,5

12,0%

17

43

Калининградская область

ГАУ «Фонд поддержки предпринимательства»

0,034

118,4

39,3%

43,7

18,5%

62

44

Курская область

НП «Областной центр поддержки МСП»

0,023

58,8

237,6%

38,5

7,7%

31

45

Республика Дагестан

ГАУ «Фонд содействия кредитованию СМП»

0,023

79,2

52,8%

58,1

1,8%

77

46

Костромская область

ГП «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Костромской области»

0,023

50,1

69,9%

37,4

5,2%

74

47

Камчатский край

Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства

0,016

77,9

30,0%

82,2

4,8%

69

48

Сахалинская область

АУ «Фонд содействия развитию предпринимательства»

0,010

36,0

18,8%

57,4

1,1%

7

49

Республика Хакасия **)

НО «Гарантийный фонд Хакасии»

0,007

17,2

29,1%

31,6

4,3%

45

50

Карачаево-Черкесская Республика *)

ГУП «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства КЧР»

0,006

29,4

30,1%

41,0

9,8%

76

51

Республика Ингушетия

Гарантийный фонд Республики Ингушетия

0,001

12,4

11,9%

44,0

4,8%

78

**) – по итогам 6 мес. 2012 г.

Три первые позиции в рэнкинге заняли регионы, в которых объем действующих поручительств, предоставленных по финансовым обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства, превышает 1 млрд руб. Тройку лидеров со значительным отрывом возглавил «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса» Санкт-Петербурга, в том числе благодаря статусу самого субъекта РФ, имеющему достаточно высокий уровень кредитоспособности (5-е место в Рэнкинге AK&M по итогам 2011 года).

В первую десятку вошли еще два административных образования из ТОП-10 российских регионов – Ханты-Мансийский Автономный округ – Югра и Красноярский край с портфелями поручительств 808,0 млн руб. и 533,9 млн руб. соответственно.

Гарантийный фонд Оренбургской области занял 17-е место.

Проведенное Агентством исследование позволило очертить круг общих проблем, связанных с деятельностью гарантийных организаций.

К ним, в первую очередь, относятся низкая деловая активность субъектов малого и среднего предпринимательства в отдельных регионах, жесткая регламентация со стороны регулятора.