Инвестиции

Что изменилось для малого и среднего бизнеса с начала кризиса?

Когда в сентябре прошлого года «официально» наступил кризис, эксперты вспомнили 1998 год и начали говорить, что тогдашний сценарий повторится, что появятся новые возможности у предпринимателей. Чиновники со своей стороны дружно заговорили о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса. Что же происходит на самом деле?

Первые следствия кризиса

Некоторые новые возможности действительно открылись, но пока в основном не «качественные», а «количественные»: дешевле снять офис или снять офис получше, нанять персонал за более низкую зарплату или квалификацией выше.

В то же время выручка малого и среднего бизнеса не увеличилась, так как появились проблемы со сбытом. Многие предприятия малого и среднего бизнеса развивалась за счет кредитов, которые до кризиса давали банки, поставщики (в виде товарных кредитов, например). Отказ в кредитах заставил многие предприятия снизить обороты, а часть поставил на грань краха. Разумеется, стало больше и банкротств.

Директор ООО «UViX-PR» Анастасия Позднякова считает, что кризис сам по себе не может являться источником "вселенского зла" по уничтожению МСБ, скорее всего он является очень хорошим индикатором всей предыдущей работы. «Я знаю небольшие компании, которые сейчас спокойно получают свою прибыль, потому что они все делали правильно, - говорит Анастасия Позднякова. - Еще в прошлом году было достаточно много «диких» денег и заработок был легким, в связи с чем многие собственники расслабились и в итоге погорели. Например, критикуя свой бизнес, скажу, что я недостаточно качественно поработала с проблемой подбора и мотивации персонала, за что сейчас и расплачиваюсь трудностями в ведении дел. Работать стало тяжелее, прибыли сократились, но все бы нивелировалось достаточным количеством клиентов, которых теперь мало. Малые компании часто зависят от платежей более крупных (работая у них на аутсорсинге), поэтому, имея одного-двух крупных заказчиков, задерживающих оплату счетов, подрядчик может поплатиться своим существованием. Ведь оплату аренды, зарплат и расходов никто не отменял».

Государственная политика и произвол

Предприятия малого и среднего бизнеса не относятся к «системообразующим». В правительстве и других властных структурах господствует мнение, что государственная поддержка должна оказываться гигантам промышленности, крупным банкам и т.д., так как эти компании производят «социально-значимую» продукцию и обеспечивают занятость большого числа людей.

Малый и средний бизнес, даже если конкретное предприятие делает что-то «социально-значимое» (например, печет хлеб или является частным детским садом), не считается достойным государственной помощи в случае финансовых проблем. «Правительственные меры направлены, в первую очередь, на спасение государственных, а также олигархических структур, находящих взаимопонимание с государством, - считает Евгений Скоморовский, управляющий директор «CENTURY 21 Запад». - К сожалению, малый бизнес всегда был притесняемым в нашей стране, а с наступлением кризиса ситуация только усугубилась».

С одной стороны, это выглядит несправедливым, получается, что малые и средние бизнесмены дискриминированы по сравнению с крупными. Но в то же время отсутствие такого «искусственного дыхания» со стороны государства позволяет идти естественным процессам прекращения ненужных инвестиционных проектов и разорения тех, кто совершил слишком много ошибок. В этом смысле малый и средний бизнес оказался в более выгодном положении по сравнению с крупным.

«Малый и средний бизнес всегда похож на поворотливые маленькие яхты, которые легко находят попутный ветер и следуют ему, - говорит Сергей Лукьянов, партнер инвестиционной компании «Duntonse». - Этот бизнес всегда найдет способ выживания, главное, ему не мешать. Это в полной мере относится и к правительственным мерам: лучшая мера - не мешать».

По мнению Василия Иллювиева, управляющего компанией «ВС-оценка», единственное, что было сделано существенного - повышение порога УСН. «Это, действительно, хороший шаг,- говорит Василий Иллювиев, - если бы увеличение порога было бы до уровня 100 млн руб. в год, то это могло бы быть действительно фундаментальной поддержкой». Начальник департамента кредитования малого бизнеса банка «BSGV» Ильнар Шаймарданов считает, что особого влияния правительственные меры на положение малого бизнеса в кризис не оказали: «Гораздо больше ситуация в этом сегменте зависит от рыночной конъюнктуры и социально-экономической ситуации в стране».

Рассчитывать на помощь властей малому и среднему бизнесу, по-видимому, и впредь не стоит. В то же время вероятность хотя бы формального упрощения жизни существует, например, не так давно было отменено требования обязательного использования кассовых аппаратов в некоторых случаях. Однако «теневое» давление на малый и средний бизнес, вымогательство со стороны чиновников, по всей видимости, будет только расти. И, как подтверждают эксперты, уже растет.

Евгений Скоморовский отмечает, что наши чиновники вымогают взятки так, словно завтра наступит последний день и делить с ними компаниям будет больше нечего. «Масштабы и степень коррупции, а также аппетиты чиновников потрясают воображение, - рассказывает управляющий директор «CENTURY 21 Запад». Меры, предпринимаемые правительством, на практике не помогают, а создают лишь новые правила взаимодействия с чиновничьим аппаратом. Сфера недвижимости, возможно, еще не самая криминальная часть нашей экономики. Но, скажем, решение земельных вопросов способно дать фору по количеству и объемам взяток всему остальному».

Новые возможности

Изменение ситуации на рынках, уровня доходов и предпочтений потребителей, кроме негативного влияния открывает и новые возможности.

По словам Ильнара Шаймарданова, кризис дал возможность предпринимателям найти новые ниши в сфере услуг и розничной торговли. «Ослабло давление на мелкорозничные рынки со стороны государства и ритейлеров, так как в условиях падения доходов населения продовольственные рынки стали единственной возможностью недорого приобрести свежие продукты; покупке новых товаров многие предпочли ремонт старых (бытовая техника, автомобили и т.д.) в результате чего расширились возможности работы в сфере услуг», - отмечает он.

Генеральный директор ООО «АНТ адв.» Алексей Непомнящий считает, что перспективы развития новых видов деятельности есть у компаний, работающих в сфере услуг, в том числе рекламных. По его мнению, ожидается проявление интереса со стороны потребителей к аутсорсинговым компаниям, сервис которых будет направлен в сторону персонализации по отношению к каждому клиенту. В рекламном бизнесе это так называемые «бюро рекламных услуг», работающие на определённых товарных сегментах. «Агентство выступает в роли «личного» менеджера в рамках деятельности компании-клиента. Таким образом, «головная боль» руководителей предприятий, в штате которых нет менеджеров по рекламе, проходит. Затраты на содержание штатного менеджера исчезают, при этом качество обслуживания через специализированное агентство гарантировано квалифицированным персоналом», - рассказывает господин Непомнящий.

Евгений Скоморовский считает, что перспективы и планы у предпринимателей есть всегда. «Главное – не паниковать и не растранжирить все средства на поддержание невостребованного в кризисный период бизнеса. Новые идеи и способы выживания в кризис можно почерпнуть в странах, которые проходят уже не через первый кризисный цикл», - советует он.

Еще одним фактором, который может подтолкнуть развитие малого бизнеса, может стать высвобождение значительного количества квалифицированных и активных людей из-за увольнений. «Вот вроде мечтали, думали открыть свой бизнес, но как-то руки не доходили, - говорит Сергей Лукьянов, - а тут остались без работы и приходится что-то делать. Почему бы и не заняться своим бизнесом сейчас? Тем более, что эта тема сейчас активно освещается в прессе, во многих тематических журналах описываются старты малых бизнесов».

Со ссылкой на сайт http://denga.ru/articles/91/4938